О проекте
 Новости
 Педагогические технологии
 Сотрудники и эксперты
 Проекты центра "Открытие"
 Предлагаем
 Партнеры
 Анонсы
 Контакты

Наш адрес : 630003, г.Новосибирск, ул. Кубановская, 17а.
Тел./факс: (383)210-55-31
e-mail: sibedu@online.nsk.su


[О программе] [Система "акцентных семинаров"] [Ведущие эксперты] [Методические материалы]

Программа "Школа критического мышления"

Система "акцентных семинаров" по технологии программы

Аудитория: учителя и руководители школ, преподаватели высших учебных заведений и педагогических колледжей.
Продолжительность: 16 дней (8-10 часов работы в день): 4+4+4+4)
Место: на выезде
Временной разрыв между семинарами: минимум 2 месяца (на апробацию)

Принципиальные обоснования:

В российском образовании сложилась устойчивая структура базовых блоков, которые представлены в каждой инновационной образовательной технологии: уровень философских обоснований, психолого-педагогических и технологических: представляется логичным выстроить семинары в России именно по такой схеме;

Если мы примем в качестве условия, что наши слушатели - представители экспериментальной или высшей школы, то необходимо учитывать, что эти люди привыкли "иметь дело" с учебными предметами, выстроенными по образцу научных дисциплин. Следовательно, необходимо выдерживать логику движения от общего к частному, об абстрактного к конкретному;

Разнесение по времени ( расстановка акцентов) центральных, узловых проблем данной технологии позволит сосредоточить на них внимание учащихся и будет способствовать ясности материала и продуктивности его усвоения; продуктивность семинаров всегда существенно выше в том случае, если они представляют собой не "цепочку", а систему, обладающую структурой, цельностью и внутренней логикой развития.

Исходя их данных обоснований мы предлагаем следующую систему акцентных семинаров.
1 семинар: философские основания образовательной модели критического мышления;
2 семинар: технологические основания;
3 -4 семинары: психолого-педагогические основания.

1 семинар.
Цели:

  • обсуждение со слушателями основных философских и мировоззренческих понятий, лежащих в основе технологии программы: понятия Открытого общества и Критического мышления;
  • сравнительный анализ российской и американской образовательных систем.
  • организация семинарской работы по базовой технологической модели "вызов-осмысление - размышление";
  • моделирование и распаковка крупных приемов программы: "чтение с остановками". ИНСЕРТ, "Мозговой штурм", "Перекрестная дискуссия", "Кластер", "Концептуальная таблица" и некоторых др.;

2 семинар.
Цели:

  • обсуждение базовой модели: "вызов-осмысление-размышление;
  • формулировка целей и задач каждой стадии;
  • демонстрация и распаковка новых приемов в режиме модельных уроков;
  • систематизация приемов, показанных на 1 и 2 сессиях по стадиям "Вызов-осмысление - размышление", выявление универсальных приемов (тех, которые могут использоваться не только на одной стадии).

3 семинар.
Цели:

  • обсудить со слушателями психолого-педагогические основания технологии программы;
  • поставить содержательный акцент на личности учителя, его позиции по отношению к учебному содержанию и к ученику; на формировании психологического комфорта учеников на уроке;
  • обсудить коммуникативный аспект урока: взаимодействие учеников с учителем, взаимодействие их с учебным материалом и между собой;
  • поставить содержательный акцент на развивающей компоненте технологии программы, которая направлена на формирование мыслительных способностей, связанных в первую очередь с устной и письменной речью, и с этой целью - представить блок приемов, нацеленных на формирования вдумчивого чтения;
  • промоделировать серию приемов, направленных на формирование письменной речи.

4 семинар.
Цели:

  • обсудить с участниками проблемы диагностики и оценки мыслительной деятельности учеников в рамках технологии программы;
  • обсудить способы отслеживания апробации и применения технологии
  • учителями, включенными в проект;
  • нацелить участников на исследовательскую работу в рамках программы.

Возможны и другие варианты по организации обучения данной технологии в зависимости от конкретной аудитории слушателей.

[О программе] [Система "акцентных семинаров"] [Ведущие эксперты] [Методические материалы]
Copyright©2002-2003 Сибирский центр инновационных педагогических технологий "Открытие"
Лицензия № 012475 от 09.08.2002