О проекте
 Новости
 Педагогические технологии
 Сотрудники и эксперты
 Проекты центра "Открытие"
 Предлагаем
 Партнеры
 Анонсы
 Контакты

Наш адрес : 630003, г.Новосибирск, ул. Кубановская, 17а.
Тел./факс: (383)210-55-31
e-mail: sibedu@online.nsk.su


[Программа "Кругозор" в Новосибирске] [Список дошкольных образовательных учреждений] [Список педагогов - участников проекта "Кругозор"] [Семинары по программе "Кругозор" ] [Описание программы "Кругозор" ]

"КРУГОЗОР"
Экспериментальная программа для дошкольных образовательных учреждений (подготовительная группа)

Кругозор - пространство, которое
можно окинуть взором, горизонт;
объем, широта интересов, познаний

Программа "Кругозор" - экспериментальный курс, адресная аудитория которого - воспитатели дошкольных образовательных учреждений. В 2002 году СЦИПТ начал экспериментальный этап освоения программы группой ведущих экспертов программы "Образ и мысль" и "Сообщество" под руководством творческого коллектива Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства и при поддержке Сибирского центра инновационных педагогических технологий "Открытие". Экспериментальный этап апробации программы проходил в НОУ Школа-сад "Аврора". Группой экспертов образовательной технологии "Кругозор" разработан авторским коллективом сотрудников СЦИПТ "Открытие" в составе : Т.В. Смолеусова - зав. кафедрой начального образования НИПКиПРО, к.п.н., С.П. Голикова - зав. отделом графики Новосибирской картинной галереи, консультант-искусствовед, М.Н. Тихомирова - учитель начальных классов НОУ Школа-сад "Аврора", учитель высшей квалификационной категории. Программа "Кругозор" имеет лицензию администрации Новосибирской области.

Пояснительная записка
к программе "Кругозор"

Природное и культурное окружение - среда развития

Современные представления о развитии личности, особенностях этого процесса в дошкольном возрасте настоятельно диктуют потребность расширения педагогического пространства за счет новых сфер, поддерживающих это развитие. Среди них все более важную роль играет окружающая нас среда - природное и культурное окружение.

Однако сама по себе культурная среда не гарантирует развитие. Это произойдет только тогда, когда в фокусе внимания педагога окажутся глубинные личностные изменения, которые могут происходить в детях под воздействием материальной среды, прежде всего культурной среды музеев и городского пространства - "второй природы" - с его уникальным педагогическим потенциалом. Этот видимый мир, многочисленные визуальные объекты культурного окружения являются своеобразным хранилищем, материализованной "памятью человечества".

Деятельное его освоение как процесс самоформирования индивидуально-личностных смыслов - это сложное переплетение зрительной информации с эмоциями; логического и рационального - с памятью и воображением; фантазии - со здравым смыслом. Более того, присущие материальным объектам культуры полифункциональность (сочетание утилитарных и символических функций); поликультурность (реальная возможность "заглянуть" в иные времена, иные культурные миры); открытость (исследовательское творчество - всегда "путь в незнаемое"); полилогичность (никогда даже самый грамотный и просвещенный зритель в одиночку не сможет воспринять всю глубину памятника культуры, здесь рождается интерес к точкам зрения других, к диалогу как наиболее адекватному способу освоения материала) делают его тем пространством, в котором ребенок получает возможность максимально и полно реализовать свой природный личностный потенциал.

Превращение окружающей ребенка материальной среды в среду, способную оказывать развивающее воздействие на личность, становится приоритетной педагогической задачей. Ее решение лежит в плоскости педагогического творчества: речь идет о моделировании особого образовательного пространства - развивающей среды и овладении специфическими образовательными технологиями, приемами и методами ее освоения дошкольником.

Предмет и цель программы

Особым образом организованная окружающая ребенка материальная среда - развивающая среда - становится той технологией, которая воздействует на личность ребенка, побуждая ее к изменениям, стимулируя глубинные преобразования (развитие чувственной и логической сфер, творческого мышления, воображения и фантазии, толерантности и коллективизма, складывание системы ценностей и убеждений и пр.). На этом фоне выстраиваются личностно-ориентированные методики (методики группового взаимодействия, арт-терапевтические методики, методики развития мышления), создавая для каждого ребенка наиболее благоприятные условия развития.

В таком контексте предметом программы "Кругозор" становится не изучение окружающей материальной или культурной среды, а личность ребенка, развивающаяся в процессе общения с объектами окружающей материальной среды. Соответственно формулируется и цель программы - создание условий для развития личности ребенка в процессе общения с разнообразными объектами окружающей его материальной среды в их многообразных связях.

Таким образом, программа "Кругозор" отвечает на запрос современного образования, находящегося на пути поиска нового личностно-ориентированного содержания и инновационных методик.

Задачи программы

Перед педагогом, включающимся в работу по программе "Кругозор", поставлены две основные задачи, тесно увязанные между собой:

  • заложить основы визуальной культуры освоения окружающей ребенка материальной среды, культуры общения с визуальными объектами окружающего мира и мира искусства, дать опыт разнообразной рефлексии (слово, рисунок) собственных наблюдений;
  • дать возможность каждому ребенку устанавливать разнообразные связи между разнообразными объектами окружающего его материального мира, переходить от конкретного опыта к обобщению, увязывая собственные наблюдения в целостную картину мира.
Попутно решаем и следующие задачи:
  • развитие способностей к восприятию красоты в окружающей ребенка среде;
  • развитие осмысленного восприятия созидательной деятельности человека, умения устанавливать взаимосвязь между различными видами деятельности и предметами, явившимися результатом этой деятельности;
  • развитие творческой активности в совместной деятельности взрослых и детей, уметния обмениваться информацией, обосновывать свои наблюдения, открытия, действия, проверять достоверность выдвигаемых объяснений;
  • развитие у детей умения синтезировать самые разные впечатления, сводить воедино информацию, полученную из разных сфер опыта; o развитие способности осмысленно и творчески относится к своим эмоциям, управлять ими;
  • развитие умений строить собственное поведение, а также общение с педагогом и другими детьми в процессе создания и воплощения художественного образа;
  • развитие изобретательности и созидательного творчества дошкольника;
  • развитие специфических задач изобразительной деятельности.

Педагогические условия реализации
образовательной программы

  1. Создание развивающей среды ДОУ. Комплектование коллекции разнообразных вещей (не моделей), доступных и безопасных для исследовательской деятельности ребенка.
  2. Создание модулей развивающей городской и музейной среды ("образовательные путешествия"). Создание маршрутов и "рабочих тетрадей" образовательных путешествий.
  3. Создание условий для разнообразной рефлексии общения ребенка с окружающей культурной средой (изодеятельность, детские диалоги, дискуссий по поводу создаваемых продуктов, выставки детского художественного творчества - в том числе, семейные, домашние). Разработка и использование игр и тренингов на развитие у ребенка опыта коммуникации с окружающей культурной средой.

Основные понятия, используемые в тексте программы

Развивающая среда - результат продуманного педагогического переконструирования окружающей ребенка культурной среды. Эту среду характеризует информационная насыщенность (необходимый и достаточный фонд информации для самостоятельного решения проблемных ситуация), проблемность (ребенок имеет возможность самостоятельно изучить интересующие его проблемы) и, наконец, комфортность (ребенок должен чувствовать себя уверенным, защищенным во всех видах своей исследовательской, познавательной и созидательной деятельности).

Образовательное путешествие - практическое разрешение задачи превращения окружающей ребенка природной и культурной среды в среду развивающую. Моделирование образовательного путешествия требует тщательного отбора объектов маршрута путешествия, а также формулировки заданий для непосредственного исследовательского контакта с этими объектами.

Логика построения образовательного процесса

Годичная программа разделена на три части. Каждая часть развивается по нескольким тематическим линиям, которые, в свою очередь, состоят из блоков продолжительностью в одну неделю. Каждый из недельных блоков, так же как и объединяющая их тема, являются самостоятельными и законченными фрагментами освоения ребенком окружающей материальной или культурной среды. Тематическое единство обеспечено (1) системным подходом к такому явлению как природная и культурная среда, (2) общими методологическими подходами: построением учебного процесса "от восприятия к идеям и обобщениям" ("То, с чем мы сталкиваемся в жизни, всегда носит частный характер, а то, что мы познаем, всегда имеет общий характер" - Дж. Броновский).

Каждая тема последовательно разворачивается в трех плоскостях: подготовка к восприятию, сам процесс восприятия, исследование и рефлексия этого опыта (речевая или иная деятельностная).

При отборе объектов исследования материальные объекты условно сгруппированы следующим образом:

  1. объекты живой природы;
  2. объекты быта;
  3. технические объекты, то есть те, в которые заложена научная идея;
  4. художественные объекты, то есть те, в которые заложена какая-либо художественная идея.

Работа с произведениями искусства в программе (занятия "Образ и мысль") на стыке недельных блоков - принципиальна. Целостность, заложенная в любом произведении искусства, подталкивает ребенка к самостоятельному поиску внутренних связей между блоками и тематическими линиями программы. Это соображение определяет логику отбора изобразительного материала для зрительного ряда.

Авторские права

Программа и методические рекомендации разработаны авторским коллективом в составе:

Л. М. Ванюшкина, Л. Ю. Копылов, А. А. Соколова - идея, концептуальные основы, разработка методических рекомендаций, общая редакция программы "Кругозор" при участии:

С. В. Подгорновой (подготовка текстов методических рекомендаций Части 1 и 2 Программы, зрительного ряда и методических рекомендаций для занятий "Образ и мысль"), В. В. Виниченко (подготовка текстов методических рекомендаций), Е. Н. Коробковой (разработка образовательных путешествий), Г. А. Кулаковой (подготовка зрительного ряда и методических рекомендаций для занятий "Образ и мысль"). Научное руководство - канд. пед. наук Л. М. Ванюшкина, Л. Ю. Копылов.

Копирование, тиражирование и использование материалов полностью или частично разрешается только при наличии письменного разрешения НП "Проект "Культура" и Сибирского центра инновационных педагогических технологий "Открытие". Ссылки на авторские права обязательны.

[Программа "Кругозор" в Новосибирске] [Список дошкольных образовательных учреждений] [Список педагогов - участников проекта "Кругозор"] [Семинары по программе "Кругозор" ] [Описание программы "Кругозор" ]
Copyright©2002-2003 Сибирский центр инновационных педагогических технологий "Открытие"
Лицензия № 012475 от 09.08.2002