О проекте
 Новости
 Педагогические технологии
 Сотрудники и эксперты
 Проекты центра "Открытие"
 Предлагаем
 Партнеры
 Анонсы
 Контакты

Наш адрес : 630003, г.Новосибирск, ул. Кубановская, 17а.
Тел./факс: (383)210-55-31
e-mail: sibedu@online.nsk.su


[О программе] [Основные ценности] [3 принципа программы] [Семинары и тренинги ] [Реализация программы в ОУ Новосибирска] [Тренеры] [Методические материалы]

Программа "Сообщество"

  ]

О программе

В Новосибирске Программа "Сообщество" проводится более чем в 25 образовательных учреждениях. Среди них: ДОУ, школы, детские дома.

Программа "Шаг за шагом" - это международный проект, реализуемый в настоящее время в 25 странах мира. Написана она коллективом авторов "Центра международных детских программ", который находится в Вашингтоне и занимается внедрением успешных педагогических методик. В основу данной программы положены идеи Л.С.Выготского, Э.Эриксона и Ж.Пиаже.

Важным моментом в реализации Программы является наличие механизма ее внедрения, который предполагает поэтапность и определенную последовательность.

Целью Программы является развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире, а именно: постоянно учиться,, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде, быть творческим, проявлять изобретательность.

В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания, что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.

Это становится возможным, благодаря предметно - развивающей среде, которая организована особым образом. Все оборудование и материалы размещены в так называемых "центрах активности", основные из них - Искусство, Наука и природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария. Манипулятивные игры. В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем именно ему заниматься. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку гарантирован успех.

Важным принципом реализации Программы является принцип индивидуализации, который означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает интересы и потребности каждого ребенка, при этом он сам может выбирать вид деятельности, активные действия или отдых.

Одной из сильных сторон Программы является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Посредством Программы в практике дошкольного образования семья приобретает статус главного педагога, оказывающего решающее влияние на развитие ребенка. При этом на первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания "семья - детский сад" за счет участия всех членов семьи во всех аспектах Программы. В этом смысле особую ценность в Программе представляют подробно расписанные стратегии и технологии взаимодействия педагогов и семьи.

В России Программа начала срою работу в 1994 году, она начиналась как проект для детей 3-7 лет. В настоящее время существует программа, ориентированная на ребенка от рождения до 10 лет и состоит из трех блоков: "Ранний возраст", "Дошкольный проект", "Начальная школа", что обеспечивает преемственность в рамках "Детский сад-школа".

В 1995 г. по заказу Управления дошкольного воспитания МО РФ была произведена экспертиза программы на предмет соответствия государственному образовательному стандарту. Анализ показал не только соответствие Программы требованиям стандарта, но и во многих случаях его превышение.

24 декабря 1998 года учебно-методический комплекс "Сообщество" ("Шаг за шагом") получил гриф "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации".


Рецензия
на деятельность филиала "Новосибирский" Российского фонда по развитию образования "Сообщество"

Деятельность филиала в течение 4-х лет заключалась в апробации и реализации в образовательном пространстве города гуманистического школьно-дошкольного проекта "Сообщество".

Работа заключалась в передаче педагогам дошкольного и начального образования личностно-ориентированных способов взаимодействия взрослого и ребенка и осуществлялась тренерами филиала через интерактивные способы обучения.

Технологии соответствуют современным требованиям, которые предъявляет общество образованию. Методы позволяют активизировать и взрослого и ребенка, включают рефлексию, позволяют каждому участнику почувствовать себя субъектом познавательно-коммуникативной деятельности. Как показала практика, данная технология внутренне меняет и взрослого и ребенка. Взрослым она дает возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать более гибким и открытым. В отношении детей данная технология показывает высокую эффективность в становлении познавательного интереса, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка, формирует такие социальные навыки, как способность к сотрудничеству, инициативность, ответственность.

Важным для города явилось то, что данная технология была адаптирована к детским домам. Работа в этом направлении показала, что педагоги, овладевшие философией и методами личностно-ориентированной технологии, меняются сами и меняют ситуацию вокруг себя в детском доме в сторону открытости и демократичности. Кроме этого, педагоги, прошедшие обучение по программе, ощущают потребность и внутренне готовы существенным образом изменить формы и способы интеграции детей сирот в общество. Полученные результаты позволяют сделать вывод о безусловной востребованности и эффективности данной технологии для разных ступеней и форм образования в городе Новосибирске.

В последнее время в городе наблюдается стойкая тенденция к росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, расслоение детского сообщества. В связи с этим особенно остро стоит проблема социальной адаптации и интеграции в образовательное пространство, в общество сверстников и общество в целом детей-сирот. Деятельность филиала в этом направлении является перспективной для города.

Г.А. Старцев
Начальник управления образованием мэрии г. Новосибирска


Рецензия
Главного специалиста Управления образования мэрии г. Новосибирска Веры Константиновны Якубовой

Вера Константиновна, что Вы понимаете под " проблемами детей дошкольного возраста"?

Проблемы У родителей , имеющих детей дошкольного возраста, действительно существуют. Но если несколько лет назад большинство из них испытывали затруднения в устройстве сына или дочери в детский сад, то сегодня обеспеченные семьи стоят перед проблемой выбора игрушек, детской литературы, дошкольного учреждения, а малообеспеченные - не имеют возможности устроить своих детей в детский сад. Те же, кто сегодня определил ребенка в дошкольное учреждение, обеспокоены не только его физическим здоровьем, но и эмоциональным благополучием, развитием познавательной сферы ребенка.

Существует ли, на ваш взгляд, универсальная учебно - воспитательная программа?

Считаю, что универсальной программы для развития дошкольников не должно и не может быть в силу того, что каждый регион и город, семья и ребенок, каждое дошкольное учреждение и педагог имеют то, что характерно только для него.

Какова, по вашему мнению, специфика международного дошкольного проекта "Сообщество"? Каковы перспективы развития ее в нашем городе?

Программа " Сообщество" позволяет педагогам и родителям, развивая ребенка, учитывать как его возрастные , так и индивидуальные особенности. Она помогает ребенку с помощью взрослых каждый день делать для себя маленькие открытия и запрещает делать то, что может быть oнеприятно и даже вредно другому человеку. Считаю, что эта программа должна получить свое развитие в начальной школе.

Ваши пожелания участникам программы "Сообщество" в г. Новосибирске.

Хотелось бы пожелать участникам программы признания со стороны родителей и понимания со стороны педагогов, не работающих по этой программе.

[О программе] [Основные ценности] [3 принципа программы] [Семинары и тренинги ] [Реализация программы в ОУ Новосибирска] [Тренеры] [Методические материалы]
Copyright©2002-2003 Сибирский центр инновационных педагогических технологий "Открытие"
Лицензия № 012475 от 09.08.2002